Профилактика учебной неуспешности
Школьная неуспеваемость – это не только непонимание учеником отдельных разделов определенного предмета, но и общая неуспешность ребенка, которая отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии, формирует у него восприятие себя как «неудачника», что зачастую сказывается и на его здоровье. В большинстве случаев у неуспевающих детей резко снижается или вообще пропадает учебная мотивация. Школьная неуспешность является сильной детерминантой профессиональной и социальной неустроенности человека на последующих возрастных этапах личностного развития.
Выделяют две группы факторов, оказывающих влияние на возникновение рисков учебной неуспешности обучающихся.
К внешним факторам принято относить:
– социальные (общее снижение ценности образования в обществе, относительная нестабильность существующей образовательной системы);
– социально-экономические (материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, педагогическая безграмотность родителей и др.);
– организационные, в первую очередь несовершенство организации образовательной деятельности в учебном заведении (неинтересные уроки, недостаточное владение педагогами школы современными педагогическими технологиями, отсутствие индивидуально-ориентированного подхода, перегрузка обучающихся, слабая сформированность УУД, пробелы в знаниях и проч.).
Важнейшим из внутренних факторов, влияющим на возникновение неуспеваемости обучающихся является отсутствие мотивации учения. У многих из них не сформировано социально-ценностное отношение к образованию, ученики не стремятся быть успешным и как в учебной, так и социальной сфере.
Причины возникновения рисков учебной неуспешности обучающихся
Психологические причины.
К ним относятся недостатки в развитии учебной мотивации; недостаточный уровень развития психических процессов и свойств (познавательных, эмоциональных, волевых); несформированность исполнительских механизмов учебной деятельности; незнание и неадекватное использование школьниками своих индивидуально-типологических особенностей; задержка психического развития и др.
Биопсихические причины. В эту группу включаются наследственные, врожденные и приобретаемые в онтогенезе недостатки физического развития, состояния здоровья (общая слабость организма; нарушения зрения, слуха, речи; отставание от возрастных норм физического развития; частые и хронические заболевания; низкая работоспособность и быстрое утомление; физическая гиперактивность и дефицит внимания); акцентуации черт характера, угрожающие психическими заболеваниями и проч.
Педагогические причины связаны с особенностями организации учебно-познавательной деятельности школьников; выбранными методами, педагогическими технологиями; характером взаимоотношений между педагогами и обучающимися. К педагогическим причинам, приводящим к возникновению феномена учебной неуспешности, можно отнести перегрузку учеников, отсутствие индивидуально-дифференцированного подхода, развивающего контроля, низкий уровень методической проработки учебного занятия, слабая воспитательная компонента урока, несогласованность требований со стороны педагогов, профессиональное выгорание и др.
Социальные причины школьной неуспешности характеризуются совокупностью таких негативных факторов как проблемная родительская семья, негативный сложившийся круг общения – социальная микросреда, формируемая слабо социально-ориентированная система ценностей и др.
Частой причиной учебной неуспешности обучающихся является слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.