Меню сайта

 « Сила речи состоит в умении

выразить многое в немногих словах. »
Плутарх

 Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.

         Речевые нарушения, встречающиеся у детей с ограниченными возможностями здоровья, являются серьезным препятствием в овладении ими чтением и письмом, а позднее - в усвоении грамматики русского языка и программ гуманитарных предметов.

         Главной задачей логопедического сопровождения является обеспечение дифференцированного подхода к детям, имеющим определенные проблемы, мотивирование обучающихся на коррекцию и развитие речи для успешного овладения знаниями, умениями и навыками коррекционной программы и основных предметов школьного цикла.

 

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ  УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

 

1.                 

Информационно-аналитическая деятельность включает сбор информации и анализ:

  •    сбор анамнестических данных;

  •    изучение педагогической документации;

  •   беседа с родителями.

2.                  Контрольно-диагностическая включает диагностику и контроль:

  •    углубленное речевое обследование;

  •     анализ письменных работ (2 - 4 класс).

3.      Организационная  - мотивацию, исполнение и координацию:

  •    групповые занятия по определенной  образовательной коррекционной программе;

  •    комплекс артикуляционных упражнений;

  •     выполнение домашних заданий с родителями при консультативной поддержке специалистов;

4.  Планово-прогностическая - прогноз и план действий:

  •    заседание психолого-педагогического консилиума (решение об оказании ребёнку психолого-педагогической, логопедической помощи, определение индивидуальных маршрутов обучающихся);

  •   индивидуальные консультации для родителей по организации образовательного процесса;

  •   заполнение индивидуальных речевых карт;

  •    определение направлений развивающей и коррекционной работы;

  •    формирование логопедических групп;

  •    заполнение дневников наблюдений.

5.  Регулятивно-корректировочная  -  регулирование и корректировку:

  •   участие в заседаниях методических объединений учителей, в работе педагогических советов;

  •   внесение коррективов в план развивающей и коррекционной работы;

  •   осуществление взаимодействия с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).

 

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

 

 «Диагностика»

 

Основной формой логопедической деятельности являются групповые занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, всестороннее развитие речевых, творческих способностей каждого ребёнка.

       Продолжительность группового логопедического занятия 40 минут, проводятся  они во внеурочное время, с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

 

Коррекционное обучение  проводиться на трех уровнях

·         Коррекционная работа на фонетическом уровне:

Основные задачи:

*       Развитие звуковой стороны речи.

*       Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

*       Коррекция дефектов произношения.

Это:

- исправление дефектного звукопроизношения;

- формирование звуко-слоговой структуры слова;

- развитие фонематических процессов (фонематическое восприятие, анализ и синтез).

·     Коррекционная работа на лексическом уровне:

Основные задачи:

*       Уточнение значений имеющихся у детей слов и обогащение словарного запаса.

*       Изучение слова в единстве его лексических и грамматических значений.

*       Коррекция нарушений письменной речи.

Это:

- уточнение, расширение, обогащение словарного запаса;

- формирование семантической структуры слова;

- устранение имеющихся аграмматизмов;

- уточнение грамматического значения слов;

- формирование грамматических и морфологических обобщений;

- развитие морфемного и морфологического анализа.

·                  Коррекционная работа на синтаксическом уровне:

Основные задачи:

*       Уточнение значения используемых синтаксических конструкций.

*       Овладение словосочетаниями моделями предложений различных синтаксических конструкций.

*       Развитие навыков построения связного высказывания.

*       Установление логики, отбор языковых средств.

 Это:

- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении.

- сформирование синтаксической структуры простого и сложного предложения;

- развитие навыка построения связного речевого высказывания,  смыслового программирования.

- точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств.

     Параллельно с основными задачами по коррекции речи выделяются общие направления коррекционной работы:

1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

·       устойчивости внимания;

·       наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

·       способности к запоминанию;

·       способности к переключению;

·       навыков и приемов самоконтроля;

·       познавательной активности;

·       произвольности общения и поведения.

2.Формирование полноценных учебных умений:

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       планирование предстоящей деятельности

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       контроль над ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       применение знаний в новых ситуациях;

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

3. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

·       умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям;

·       умение понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

·       умение целенаправленно и последовательно (в соответствии  с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;

4. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

·                                                                                                                                                                                                                                                                                                       применение инструкции (алгоритма).

То есть, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.

 

 «Логопедические программы»

Чтобы вызвать у детей интерес к речевому общению и повысить активность на занятиях, приобрести уверенность в себе, активизировать речь используются различные наглядно-методические пособия, дидактические игры, пособия.

 

 «Дидактические материалы»

 

Папка «Звукопроизношение»

Ткаченко Т.А. Логопедический альбом. Правильно произносим звук "Л".Эффективные образовательные технологии.

Логопедический тренажер "Научи смешариков различать звуки "с-ш"

Логопедический тренажер "Вовка в тридевятом царстве" 

Артикуляционная гимнастика

Звукопроизношение

Дифференциация Л-В

Материал по звукопроизношению

Логопедические тетради

Е.В. Мазанова. "Учусь работать со словом"

Е.В. Мазанова "Учусь  не путать звуки"

Дидактический материал по коррекции письменной речи

Л.Н. Ефименкова "Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия"

Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений  письменной речи.

Технологические карты логопедических занятий

Фонетико-фонематический строй речи

Лексико-грамматический строй речи

Логопедические игры