ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребёнка.
Психологическое сопровождение образовательного процесса
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса
-
формирование и развитие субъектной позиции всех участников образовательного пространства школы, развитие навыков самоанализа и рефлексии собственной деятельности;
-
участие в разработке единого образовательного пространства школы, включающего учёт индивидуально-психологических особенностей учащихся, взаимную интеграцию деятельности администрации, педагогов, психолога, родителей. Создание на основе этого единого информационного пространства, доступного каждому участнику образовательного процесса;
-
комплексная психолого-педагогическая диагностика уровня психического, физического развития, выявление отклонений в поведении и деятельности детей и подростков для организации дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания;
-
комплексный психолого-педагогический подход в процессе коррекции имеющихся нарушений, а также в ходе работы по развитию социальных навыков детей и подростков, повышению эффективности обучения и социализации.
Направления сопровождающей деятельности педагога-психолога
Диагностическая работа
Цель психологического обследования – определение актуального уровня развития учащегося, его потенциальных возможностей, индивидуальных особенностей интеллектуального и эмоционального развития, прогнозирование дальнейшего развития и разработка путей и методов коррекционной работы. При психологическом обследовании выявляется уровень развития высших психологических функций, двигательной и эмоционально-волевой сферы, работоспособности, мотивационной сферы.
Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависят от правильной оценки его возможностей и особенностей развития. Эту задачу решает комплексная психолого-педагогическая диагностика. Она является первым и очень важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Иметь представление об основных особенностях учащихся важно для всех специалистов, работающих с детьми: учителей, воспитателей, логопедов. Ведь чем раньше будут выявлены неблагоприятные тенденции в развитии ребенка, тем успешнее может оказаться их преодоление.
Коррекционно-развивающая работа
Включает:
— выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возмож-ностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
— организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекцион-но-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
— коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер;
— развитие универсальных учебных действий в соответствии с требованиями основного общего образования.
Коррекционная работа проходит в форме индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий. Эти занятия проводятся индивидуально или в малых группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков. Содержание занятий направлено на преодоление основных групп трудностей, которые испытывает учащийся с ограниченными возможностями здоровья.
1. Трудности, связанные с недостатками в формировании регуляторного компонента (несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции).
2. Несформированность пространственных представлений.
3. Недостатки в развитии познавательных процессов.
4. Недостаточность развития психомоторной сферы учащихся.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводятся в целях более успешного продвижения в общем развитии детей, коррекции недостатков их психического развития.
По завершении каждого этапа коррекционной работы проводится мониторинг ее эффективности, который позволяет проанализировать динамику развития учащихся, наметить пути дальнейшей работы с ними.
Консультативная работа
Включает:
— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с учащимся, единых для всех участников образовательного процесса;
— консультирование педагогом-психологом педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;
— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания;
— консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие свободному и осознанному выбору учащимся профессии, формы и места обучения в соответствии с профессиональными интересами, индивидуальными способностями и психофизиологическими особенностями.
Информационно-просветительская работа
Предусматривает:
— различные формы просветительской деятельности (лекции, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения, учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
— проведение тематических выступлений для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание деятельности педагога-психолога на разных образовательных уровнях
Начальное общее образование (младший школьный возраст, 7-11 лет)
-
психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в формировании «умения учиться»;
-
психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;
-
психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в средней школе;
-
психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;
-
психологическое сопровождение профессионального самоопределения.
Основное общее образование (подростковый возраст, 11-15 лет)
-
психологическое сопровождение учебной деятельности: участие в обеспечении эффективности учебной деятельности;
-
психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся: психологическая помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков;
-
психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения: сопровождение перехода к обучению в старшей школе;
-
психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни;
-
психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки.
Методические разработки и дидактические материалы психолога СОШ № 3
Список психокоррекционных программ
Презентация "Сенсорная комната"
Презентация "Эмоции и чувства"
Презентация "Определение последовательности событий"
Презентация "Развитие произвольной регуляции деятельности"
Технологическая карта психокоррекционного занятия на тему «Определение последовательности событий» для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития. 2 класс(3-ий год обучения).
Проект коррекционно-развивающего занятия на тему «Формирование умения различать эмоциональные состояния».5а класс для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими задержку психического развития.
Задачи |
Мероприятия |
Итоговые события |
·Объединение действий всех участников образовательного процесса с ориентацией на конкретного обучающегося. ·Создание условий для реализации единых подходов в психолого-педагогическом и логопедическом сопровождении. ·Осуществление преемственности между дошкольным и школьным образованием. |
·Заседания психолого-педагогического консилиума. ·Педагогические советы. ·Методические советы. ·Совещания при директоре. ·Взаимодействия с социальными партнёрами, родителями.
|
·Планирование работы школы. ·План работы психолого-педагогического консилиума. ·Оформленные договоры с социальными партнёрами. ·Выработаны единые подходы при работе с обучающимися. |