Меню сайта

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

 

Психологическое и логопедическое сопровождение в школе осуществляют высококвалифицированные специалисты:

Педагог-психолог: Бутылкина Ирина Николаевна (высшая категория, стаж работы 20 лет).

Педагог-психолог: Петрова Светла Владимировна (первая категория, стаж работы: 3 года).

Учитель-логопед: Севрюгина Анна Владимировна (высшая категория, стаж работы 17 лет).

Учитель-логопед: Козлова Алена Юрьевна 

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Приказ о создании психолого-педагогического консилиума СОШ №3 

Приказ об утверждении положений

Служба сопровождения в школе № 3 – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических и логопедических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде. Деятельность службы сопровождения направлена на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и адаптацию к постоянно меняющимся условиям общества.

Сопровождение рассматривается как целостная деятельность, в рамках которой могут быть выделены три обязательных взаимосвязанных компонента:

1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка и динамики его развития в процессе школьного обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребёнка в школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личного роста каждого школьника. Используются методы педагогической и психологической диагностики.

2. Создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы психологического развития ребёнка, определяются условия его успешного обучения.

3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психическом и речевом развитии.        Данное направление ориентировано на тех школьников, у которых выявлены проблемы с усвоением учебного материала, социально принятых форм поведения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, в психическом самочувствии.  Для оказания психолого-педагогической и логопедической  помощи таким детям нами предложена система конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или скомпенсировать возникшие проблемы.

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

 И ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ:

 

1.                Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и гетерохронность (неравномерность) их развития.

2.                Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной помощи детям.

Принцип реализуется в двух аспектах:

1)      Началу осуществления коррекционной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,  речевые нарушения, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения сформулировать цели и задачи коррекционной  развивающей программы ученика.

Эффективная коррекционная программа может быть построена лишь на основе тщательного  логопедического и психологического обследования. В то же время самые точные диагностические данные бессмысленны, если они не сопровождаются продуманной системой логопедических, психолого-педагогических коррекционных мероприятий.

2)      Реализация логопедических, психокоррекционных программ требует от специалиста постоянного контроля динамики изменений речевого нарушения, личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и переживаний ребенка. Такой контроль позволяет внести необходимые коррективы в задачи программы, методы и средства логопедического, психолога – педагогического воздействия на ребенка. Каждый шаг в коррекции должен быть оценен с точки зрения его воздействия с учетом конечных целей программы.   

Таким образом, контроль динамики и эффективности коррекции, в сою очередь, требует постоянной диагностики на протяжении коррекционной работы.

3.                Принцип приоритетности коррекции причинного типа.

Выделяет два типа коррекции в зависимости от ее направленности: симптоматическую и каузальную (причинную).

Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей.

Напротив, коррекция причинного (каузального) типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить наиболее полное разрешение проблем.

Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца исправить речевое нарушение, например; заикание. Только устранение причин, вызывающих заикание, позволяет избежать воспроизведения симптоматики заикания.

4.                Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин речевого нарушения у ребенка.

5.                Принцип учёта первичных и вторичных отклонений. Согласно учению Л. С. Выготского  первичные нарушения являются причинами вторичных отклонений. Необходимо заниматься коррекцией и первичных и вторичных отклонений.               

6.                Деятельностный принцип коррекции.

Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе, которой создается необходимая основа для исправления его недостатков психического развития. Коррекционное воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка.

7.                Принцип учета индивидуальных возрастных психологических особенностей.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации для каждого конкретного ребенка.

8.                Принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов.

9.                Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в исправлении недостатков речи и развитию познавательных процессов  определяется важнейшей ролью, которую играет ближайший круг общения в развитии ребенка. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности определяют зону ближайшего развития. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений.

10.           Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов определяет необходимость опоры на более развитые психические процессы и использование активизирующих методов коррекции развития. В детском возрасте развитие произвольных процессов недостаточно, в то же время непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах.

11.           Принцип программированного обучения предусматривает разработку ребенком программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых – сначала со специалистом, а затем самостоятельно приводит к формированию у него необходимых умений и действий.

12.           Принцип возрастания сложности заключается в том, что каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному виду  упражнения. Уровень трудности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволит поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость ученику от преодоления трудностей.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время исправления нарушений необходимо переходить к новому материалу только после сформированности того или иного умения. Разнообразить материал и увеличивать его объем необходимо постепенно.

13.           Учет эмоциональной сложности материала. Этот принцип требует, чтобы проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

14.           Принцип гуманизма и оптимизма, что предполагает опору на сильные качества личности, на достоинства обучающихся.
Соблюдение интересов ребенка, которые реализуются на всех этапах работы, а также при выборе индивидуального образовательного маршрута.