Меню сайта

Функциональная  грамотность

Что такое функциональная грамотность ?

Функциональная грамотность  – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Составляющие функциональной грамотности

1. Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений.

5. Креативное мышление – способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражение воображения.

6. Глобальные компетенции – специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»). https://docs.cntd.ru/document/563477108 

Министерство просвещения российской федерации Письмо от 17 сентября 2021 года n 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»   https://docs.cntd.ru/document/608968046

Письмо Министерства просвещения от 26.01.2021 г. № ТВ-94/04 " Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"

Приказ № 01-05/60-09 от 15.09.2021 г. по СОШ № 3 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся"

Приказ от 24.01.2022 № 01-05/07-08 "Об организации работы по формированию функциональной грамотности учащихся"

Приказ по СОШ № 3 от 15.09.2022 г. "Об утверждении плана мероприятий, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год"

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся СОШ № 3 на 2022-2023 учебный год"

База данных учителей

Документы, регулирующие введение и обеспечение перехода на обновленные ФГОС – 2021

ФГОС НОО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286)

ФГОС ООО (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287)

Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11.11.2021 г. "Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022-2023 уч.г."

Письмо Министерства просвещения РФ от 31.08.2021 г. № 03-1420 "Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"

ПРИКАЗ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 02.12.2021 № 053-01-09/459-1  "О  подготовке к переходу на реализацию обновленнных ФГОС и формированию функциональной грамотности"

Приложение 1. Муниципальный план мероприятий (дорожная карта), направленных на введение обновленных ФГОС в общеобразовательных организациях городского округа город Рыбинск.

Приложение 2. План мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся в системе образования городского  округа город Рыбинск на 2021-2022 учебный год

              ПРИКАЗ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 18.01.2022 № 053-01-09/24 "Об утверждении положений"

              Приложение 1. П О Л О Ж Е Н И Е о координационном совете по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций городского округа город Рыбинск

              Приложение 2. ПОЛОЖЕНИЕ об опорной школе по подготовке к переходу на обновленный ФГОС и развитию функциональной грамотности

               Приложение 3. ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальном методическом объединении по функциональной грамотности в системе общего образования городского округа город Рыбинск

               Приложение 4. ПОЛОЖЕНИЕ о межшкольной лаборатории по развитию функциональной грамотности учащихся

               Приказ по СОШ № 3 от 26.12.2021 г. № 01-05/105-01 "О создании рабочей группы по обеспечению перехода на обновленные ФГОС-2021"

               Положение о рабочей группе по обеспечению перехода СОШ № 3 на обновленные ФГОС-2021

              Дорожная карта по подготовке СОШ № 3 к переходу на обновленный ФГОС

             Дорожная карта по формированию функциональной грамотности представлена по ссылке https://ryb3sh.edu.yar.ru/funktsionalnaya_gramotnost/plan_-_funkts_gramotnost.pdf       

ЧЕК-ЛИСТ самодиагностики готовности к формированию функциональной грамотности обучающихся

Интернет - ресурсы, контент которых можно использовать для развития оценки  функциональной грамотности обучающихся

1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.

3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.

5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.

6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.

7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.

8. Вебинары Академии «Просвещение» для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся: 

Финансовая грамотность:

https://www.youtube.com/watch?v=WJ2is6yhgWc

Читательская: грамотность: 

https://www.youtube.com/watch?v=_om_kIhu7G8

Рекомендуемые электронные ресурсы для формирования функциональной грамотности

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (презентация)

Открытый банк заданий оценки естественнонаучной грамотностиоткрыть

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач - открыть

Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности" - открыть

Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке" - открыть

Банк заданий по функциональной грамотности от издательства "Просвещение"